Полезные ссылки

официальный сайт Министерства образования и науки РФ- http://www.mon.gov.ru
федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Для вас, родители Печать E-mail

Порядок обращения за получением компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные учреждения района, реализующих программу дошкольного образования, а также о порядке ее выплаты №519 от 26.04.2017г. Скачать


 

Родителям - о безопасности детей в летний период. Подробнее


Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

 

Родителям о стандарте дошкольного образования

О ликвидации задолженности по родительской плате.

Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика экстремизма

Профилактика туберкулеза

Как защититься от гриппа А (H1N1)

Ответственность родителей за неосторожное обращение детей с огнем

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сбережем бесценное – наших детей»

Как считают алименты?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Если в семье первоклассник»  

 

 

 


Консультация для родителей на тему:

«Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания» 

                                                                     Социальный педагог: Лохмачева С.Г.

2011г.

Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Она привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов разных областей знаний. Не случайно в последнее время в научной литературе, на страницах газет и журналов, на радио телевидении обсуждаются вопросы о сущности насилия в обществе, уязвимости детей и возможностях создания безопасных для них условий жизни.

Когда родители, педагоги и ученые говорят о воспитании детей, то обязательно касаются проблемы наказания. При этом возникает целый ряд вопросов: насколько наказание целесообразно, эффективно и неизбежно? Чем наказание отличается от насилия? Кого чаще наказывают: мальчиков или девочек? С какого возраста можно наказывать ребенка? Следует ли применять физическое наказание? И другие. Специалисты могут ответить только на некоторые из них.

Практически каждого ребенка в детстве наказывали либо родители, либо педагоги, либо родственники. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.

Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего поступка. Специфика наказания распознается по двум признакам. В-первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий, будь то родитель, педагог или кто-либо иной, не должен стремиться к власти над жертвой. Нарушение одного из этих признаков превращает наказание в насилие.

В реальной жизни эти признаки стираются или игнорируются, не замечаются теми, кто наказывает.

Поэтому наказание в большинстве случаев рассматривается все-таки как насилие. Практический опыт показывает, что наказания весьма разнообразны, но все их можно объединить в две группы:

 наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви;

наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью.

Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и пожеланий; лишение удовольствий и развлечений и т.п.

Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств.

Эти формы наказания используются с незапамятных времен. В обоих случаях воспитательный эффект достигается воздействием на эмоции и чувства ребенка. Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль.

Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самоценность ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию.

Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т.п. Кроме того, эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию. Многочисленные исследования показывают, что большинство агрессивных людей в  раннем детстве по самым разным причинам были оторваны от матери.

Избежать негативных последствий наказаний можно при соблюдении двух условий. Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают любви, внимания и заботы лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он. Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он наказан.

С наказанием часто смешивают психологическое насилие. Между этими понятиями существуют различия, которые важны при решении правовых вопросов. Наиболее типичное наказание, граничащее с насилием над ребенком, - запугивание. Важно отметить, что большинство современных родителей не видят в нем ничего серьезного. В современном варианте запугивание ребенка выступает в форме своеобразной народной традиции – «придет дядька с мешком», «тебя волк заберет» и т.п. Все это напоминает забавную игру и попытку управлять поведением ребенка. Однако эта «безобидная» педагогическая технология порождает обилие страхов у ребенка и способна серьезно нервировать его.

Огромное число взрослых в современном обществе используют физическое наказание в воспитании детей. При этом частота его применения зависит как от возраста, так и от пола ребенка. Физическое наказание наиболее часто применяется по отношению к детям старше 6 лет. Мальчиков наказывают чаще, чем девочек. В этом больше преуспевают отцы, но иногда и оба родителя прибегают к физическому насилию.

Опыт показывает, что физические наказания, особенно сильные, могут заставить ребенка вести себя в соответствии с требованиями родителей или ситуации. Однако достигнутый с их помощью эффект воспитания непродолжителен и чреват серьезными нарушениями как здоровья ребенка, так и его психического состояния. Врачи и психологи не рекомендуют постоянно прибегать к подобному методу воздействия.

Во-первых, потому, что должное изменение поведения ребенка происходит в основном в присутствии наказывающего человека. Если наказывающий родитель остается ребенком незамеченным или удаляется, то с большей долей вероятности можно говорить, что ребенок повторит свои действия или проступок. Во-вторых, степень негативного воздействия физического наказания на психику ребенка всегда существенно превосходит достигнутый позитивный эффект в воспитании.

Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Возможно и то, что ребенок, которого в детстве родители сдерживали постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте начинает бурно демонстрировать протест. Его поведение становится трудно управляемым, приобретает черты отклонений от общепринятых нормативов (в частности, побеги из дома, фанатическое поклонение кумирам, вплоть до асоциальных поступков, например, воровства, причастности к асоциальным, неформальным группам и т.п.). При этом ребенок вступает в противоречие со всем, что было ранее неоспоримым, особенно учащаются конфликты и разногласия с родителями.

Такая ситуация может иметь огромные негативные последствия не только для детей, но и для общества в целом. Тревожит, что количество детей, подвергаемых физическому насилию, невозможно учесть даже при применении самых современных статистических методов. Тысячи детей являются молчаливыми жертвами физических воздействий родителей. Многие родители подчас даже не догадываются, какой непоправимый вред наносят своим детям.

Физические наказания и их обязательное следствие – психические травмы – нередко становятся звеньями одной цепи, которая тянется из поколения в поколение. Человек, подвергавшийся насилию, сам становится источником насилия по отношению к своим или чужим детям. Пережив в детстве жестокие обиды, он предпринимает суровые, даже насильственные меры, обижая и унижая своего ребенка лишь для того, чтобы впервые в жизни удовлетворить свою потребность в уважении. Усиливающаяся таким образом агрессивность ребенка приводит к тому, что он начинает играть роль агрессора по отношению к своим родителям и близким.

К физическому наказанию прибегают родители, обладающие определенными личностными качествами. Таким родителям свойственна склонность к физической и вербальной агрессии, повышенная раздражительность, негативизм.

Установлено, что нередко отцы, любящие чуть что хвататься за ремень, отличаются повышенной враждебностью. Низкий уровень эмпатии, отражающий неспособность к осознанию собственных эмоций и сопереживанию другим, стимулирует агрессивные действия. Наказывая детей, агрессивные отцы испытывают своеобразную эмоциональную разрядку, ослабление психофизического напряжения.

Матери, прибегающие к физическому злоупотреблению, отличаются от матерей, которые физически не наказывают детей, тем, что чаще воспринимают своих детей как трудных и нуждающихся в поддержке специалистов, а своих родителей и супругов – как равнодушных, эмоционально нечувствительных. Их жизненный опыт полон отвержения, критики и  наказания со стороны собственных родителей, близких людей и коллег. У матерей, физически жестоко обращающихся с детьми, наблюдается преобладание таких черт, как импульсивность, низкое самоуважение, склонность к самолюбованию сочетается с доминированием враждебного принятия себя в настоящем и в детстве. Они отрицают, что смотрят на собственного ребенка как на «козла отпущения» и применяют по отношению к  нему физические наказания.

При сравнении личностных свойств двух групп родителей, в одной из которых были объединены родители, применяющие физические наказания по отношению к детям дошкольного возраста, а в другой – не применяющие наказания, был установлен любопытный факт. Сравниваемые группы не различались по так называемой скрытой агрессии, то есть враждебности. Однако родители, применяющие физические наказания по отношению к детям, обладают более выраженной агрессивностью. Они вспыльчивы. Готовы к применению силы против другого человека. Часто бывают нетерпимыми по отношению к окружающим, неспособными к пониманию явных и скрытых мотивов поведения людей. Настороженное отношение к людям делает их уязвимыми и незащищенными. Личную малоценность они компенсируют агрессивностью. Наряду с физическим наказанием они склонны к оскорблениям детей, крикам, угрозам в их адрес.

Видимо, такой личностный склад и создает предпосылки для физического наказания детей. Это предположение подтверждается явно сниженным уровнем принятия собственного ребенка. Родители не интересуются его проблемами и переживаниями, испытывают негативное отношение к ним. Если в семье сложилась неблагоприятная обстановка, то это облегчает склонным к агрессии родителям применение физических наказаний.

Родители, избегающие применения физических наказаний или прибегающие к ним эпизодически, отличаются терпением, умением понимать и объяснить мотивы поведения окружающих, взаимодействовать с людьми. Диапазон их коммуникативных навыков достаточно широк, и достойное место в нем занимают косвенная агрессия, обида, чувство вины. Склонность к физической агрессии выражена слабо. Это позволяет им умело взаимодействовать с детьми, используя более гуманные методы. Они способны вовремя уйти от конфликтов или вовсе не создавать их. Они интересуются чувствами и мыслями детей, принимают их со всеми недостатками. Обычно стремятся создавать и поддерживать благополучную обстановку в семье, оказывать внимание и поддержку как детям, так и другим членам семьи.

Физические наказания широко распространяются на детей дошкольного возраста. Наказывая маленького ребенка, родители часто неосознанно пользуются полной его незащищенностью и беспомощностью.

Исследования показали, что агрессию родителей вызывают поступки детей, связанные  главным образом с нарушением моральных норм, социальных запретов. В таких случаях родители обычно объявляют ребенку: «Ты плохо себя ведешь!», хотя сами зачастую не могут объяснить ни себе , ни ребенку смысл его плохого поведения. Наказание неизбежно, если ребенок не подчиняется воле родителей, сопротивляется навязываемым нормативам, пытается  сам отбирать приемлемую стратегию взаимодействия с миром.

Заметно реже наказание провоцирует непослушание ребенка, пренебрежение им требований родителей в конкретной ситуации, например, убрать игрушки в ящик, уменьшить звук работающего телевизора, а также драки со сверстниками и младшими детьми не столь часто вызывают наказание со стороны родителей. Они либо не замечаются родителями, либо заставляют использовать другие воспитательные приемы.

Около 45% родителей пытаются гуманными способами решать проблемы воспитания, ориентируясь, прежде всего, на логику развития ситуаций, свой жизненный опыт и здравый смысл.

Родители стремятся сохранить с ребенком доверительные отношения. Несмотря на все проступки,  нарушение норм поведения, прибегают только к задушевным разговорам с ребенком дошкольником. 55% обследованных родителей в воспитании прибегают к разным средствам насильственного воздействия, среди которых предпочтение отдается ремню.

Вызывает тревогу тот факт, что одна треть родителей считает неизбежным применение физических наказаний по отношению к маленьким детям. Они полагают, что наказание – эффективная дисциплинарная мера.

Наказание упорядочивает поведение детей, делает их более послушными и менее упрямыми. Тревожит и то, что остальные родители, хотя испытывают разные нравственные чувства, включая жалость, чувство вины и муки совести, не отказываются от наказаний. Это еще раз подчеркивает устойчивость традиции наказания детей. Применяя по отношению к ребенку физические наказания разной степени тяжести, родители формируют у него установку на допустимость насилия. Насилие осознается как единственно возможный способ решения всех возникающих проблем.

Наши результаты во многом согласуются с исследованиями, проведенными в других странах. Так, американские ученые подсчитали, что 70-90 % родителей шлепают детей. Некоторые делают это до 5 раз в день.

Частота и форма наказания зависят от возраста и пола ребенка, его социальных условий жизни. Девочки более защищены в первые годы жизни. Более частые наказания в грубой форме применяются к ним в 5 лет по сравнению с двухлетним возрастом. Для мальчиков уровень наказания, наоборот, особенно высок в два года. Как оказалось, физическое наказание более распространено среди выпускников детских домов и молодых людей, имеющих опыт безнадзорности.

Примечательно, что сами дети несколько иначе, чем их родители, представляют картину наказания.

Физическое наказание тяжело переживается детьми уже в раннем возрасте. Наиболее частая реакция дошкольников на наказание – плач как естественная реакция на сильное болевое воздействие. Наряду с этим переживание наказания сопровождается появлением обиды, злости, то есть эмоций, лежащих в основе агрессии и низкой самооценки. Хотя грусть и просьба о прощении встречаются несколько реже, их значимость остается высокой, поскольку они могут стать источником низкой социальной активности, пассивной стратегии последующей социально – психологической адаптации.

Конечно, особенности переживаний ребенка зависят от многих причин, среди которых наиболее значимы:

личностные особенности ребенка, прежде всего, его самооценка;
особенности взаимоотношений в семье (доброжелательность, доверительность, враждебность и т.п.)
понимание ребенком справедливости наказания;
применяемое средство наказания.

Применяя к ребенку физическое наказание. Родители показывают, что насилие и рукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической. Жестокие наказания восстанавливают ребенка против родителей, а самое страшное – остаются в памяти на всю жизнь.

Довольно часто последствия физического наказания сводятся ко сну и плачу ребенка. Это может свидетельствовать о трудностях в преодолении им эмоционального напряжения, не исключена нервная истощаемость ребенка.

Исследования показывают, что дети – дошкольники пытаются защитить себя в ситуациях наказания: «плохо себя чувствую», «убегаю в свою комнату», «обижаюсь». Психологическая защита выражается также фразами, показывающими ненужность наказания и желание сохранить самоценность : «Я хороший», «Я умный».

Таким образом, наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Особенности переживания, их интенсивность зависят от личности наказуемого. Если физическое наказание становится обычным методом воспитания, оно приносит огромный вред. То, что началось  с нескольких шлепков, может выйти из-под контроля, если у взрослого крепится привычка выплескивать собственные чувства и проблемы на ребенка. Ребенок постепенно усваивает такое поведение и вполне может начать использовать шлепки и удары по отношению к другим, когда его чувства будут затронуты.

Применение физического наказания родителям провоцирует возникновение трудностей межличностного взаимодействия детей – дошкольников. Дети, к которым применяют физические наказания, имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, а также сниженной самооценкой. Агрессивность детей, имеющих опыт переживания физического наказания, проявляется при решении спорных вопросов, выражается в драчливости, капризности, раздражительности. Такие дети враждебно реагируют на слова взрослых, не воспринимают их критики, занимают по отношению к взрослым оборонительную позицию. Можно предположить, что им комфортнее в одиночестве, поскольку исчезают основные источники угрозы.

В результате такие дети испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, не подчиняются общим правилам, могут проявлять деструктивные тенденции по отношению к окружающим.

Дети, которых не наказывали, обладают менее выраженным уровнем агрессивности. Они контактны, правильно реагируют на коммуникативные конфликты, строят отношения со сверстниками и взрослыми на основе самоценности, доверия и сотрудничества. Умеренный уровень тревожности и высокая самооценка позволяют им воспринимать возникшие коммуникативные барьеры как преодолимые или вовсе их не создавать. Дружелюбие, ощущение себя хорошим человеком, компенсирующее присущую человеку агрессию, делают их успешными в общении.

Можно определить ряд психологических особенностей, характерных для избиваемого ребенка-дошкольника. Синдром избиваемого ребенка включает в себя:

осознание ребенком факта применения физического наказания со стороны;

частая драчливость;

редкие проявления дружелюбия по отношению к сверстникам;

злость;

агрессия во взаимоотношениях со сверстниками;

агрессия во взаимоотношениях со взрослыми;

неосознаваемые агрессивные проявления;

высокая личная тревожность;

тревога во взаимоотношениях со взрослыми;

с детьми;

ощущение нездоровья;

сниженная самоценность;

непринятие в семье.

Всех волнует вопрос о возможности и оправданности применения физического насилия. И. Ловаас – специалист в области обучения детей, считает, что в некоторых случаях наказание целесообразно. Есть дети, у которых агрессия направлена на себя. В таких случаях применение аверсивных методов, то есть сопровождающихся болевым ощущением, необходимо, чтобы предупредить саморазрушение.

Наказание целесообразно и тогда, когда агрессивное поведение одного из детей создает опасность для здоровья других. Серьезность опасности возрастает, когда под угрозой оказывается жизнь младших братьев и сестер.

И. Ловаас сформулировал несколько несложных правил применения наказания:

* Сначала используйте альтернативные методы. Прибегая к наказанию, взрослые должны быть уверены, что исчерпали все другие средства.

* Формируйте альтернативные способы наказания. Не следует наказывать ребенка, если он не обучен другим  способам самовыражения.

* Сначала пробуйте нефизические методы наказания. В том случае, когда наказание неминуемо, сначала следует прибегнуть к нефизическим методам (не обращать внимания на поведение ребенка и т.д.).

* Сначала пробуйте наименее аверсивный (болезненный) метод. Громкое «нельзя» может стать для ребенка наказанием. Затем, в случае неэффективности подобного запрета, родители прибегают к тому, что просят ребенка выполнить какие- либо действия, например, 10 приседаний. Если нежелательное поведение угасает, то другие применять не следует.

* Избегайте длительного применения наказания. Длительное наказание приводит к снижению его эффективности.

* Принимайте за исправление одной формы поведения во всех ситуациях. Воспитательный эффект возрастает, если родители, педагоги выбирают только одну из форм некорректного поведения. Например, ребенок кусает детей. Важно, чтобы наказание дома, в детском саду было одинаковым.

*Наказывайте при первых признаках нежелательного поведения. Эффективность воспитательного воздействия повышается, если наказание следует при первых же признаках нежелательного поведения.

Прибегая к любой форме воздействия на ребенка, взрослые должны помнить, что наказание должно вести к изменениям поведения. Если этого не происходит, продолжать наказывать ребенка нет смысла и вредно.

 

ПАМЯТКА

«СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным. 

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». 

За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

Наказание – не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. 

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные взрослые ругают и наказывают детей за проступки,       обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития. 

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! 

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения. 


Информация для родителей на тему:

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье» 

                                                                     Социальный педагог: Лохмачева С.Г.

 

Психологические исследования показали, что у детей с ограниченными физическими возможностями обычная психика, развивающаяся по тем же законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности. Но их жизненная ситуация совершенно иная.

Не существует и особой психологии с ребенком – инвалидом. Но и она поставлена в особые условия в обществе и по отношению к нему.

Совместная жизнь в такой семье, как и в любой другой, имеет те же психологические характеристики. Но в отличие от семьи с нормальным ребенком, в семье с ребенком-инвалидом существует специфическая опасность, которая может ослабить ее внутреннюю сплоченность. Практика показывает, что в последнее время внутренний разлад и распад переживают именно такие семьи.

Существует несколько факторов, по-разному отражающихся на индивидуальности каждого отдельно взятого семейного коллектива.

1.      В каждом обществе существуют свои каноны красоты физической и духовной. Телеэкраны показывают типы красоты на мировом уровне, рекламируют модели высших достижений, знакомят с рекордами в спорте, успехами в работе или интеллектуальных взысканиях. По сравнению с такими нормами инвалиды сегодня особенно проигрывают, и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.

Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от восприятия этих норм его родителями: "«Какую ценность представляет здоровье и физическое совершенство для данной семьи?»

Ответ зависит от ряда факторов: социально-экономического положения семьи, уровня образования родителей, от состава семьи, от того, каким по счету является ребенок-инвалид в семье, есть ли бабушки и дедушки, от того желанный ребенок или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали и т.д.

2.     Важную роль играет возраст ребенка, точнее его возраст в тот период, когда родители заметили дефект или произошло несчастье. Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые последствия. Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться с этим фактом, научиться жить с таким ребенком – и она скорее врастает в эту роль. Если несчастье происходит позднее, семья пребывает в растерянности. Ей надо отказаться от былых надежд и ожиданий. Наступает серьезная проверка на прочность. Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой семьи. Если у матери, к примеру, большие адаптационные способности, а у отца маленькие, то семья как единое целое выдержит столько невзгод, сколько их выдержит отец. Если трудности окажутся для него непосильными, в семье появится тенденция к распаду.

3.     Важный фактор – степень поражения организма ребенка с разных точек зрения. Психологически наиболее тяжким считается деформирующее поражение лица, за тем следуют дефекты рук и лишь потом остальных частей тела. Особенно важно заметны ли поражение или дефект, как они воспринимаются окружением больного, не ограничивают ли его в социальном смысле, не делают ли отверженным.

4.     Еще одним решающим фактором, обусловливающим положение ребенка-инвалида в семье и обществе, является его характер. Имеется в виду основные характеристики личности: темперамент, либо особенности нервной системы: раздражительность, ранимость, сопротивляемость и т.д. Есть дети от природы ласковые и неласковые. Сопротивляемость психики тоже разная с самого рождения у разных детей. Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью. Семья иначе воспринимает спокойного и беспокойного ребенка, улыбчивого, хохотулю или плаксу, пугливого тихоню и неугомонного крикуна.

Тяжелая обстановка царит в семьях с умственно отсталыми детьми. Семья встревожена, видя, что развитие не идет так, как надо, отдельные его фазы не наступают вовремя. Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком. Запоздалое развитие не бывает правильно принято окружением, по-своему растолковывающим отдельные проявления.

Конечно, в каждого ребенка семья вкладывает свои надежды и ожидания. Почти всегда существует более или менее конкретное представление об ожидаемом ребенке: какой он будет внешне, что будет делать, как реагировать. Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение у родителей. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе. Но надо помнить, что ребенок-инвалид в семье, если можно так выразиться, более индивидуален, нежели нормально развивающийся ребенок.

Очень часто можно слышать: «Боже, если б у меня был такой ребенок, я бы с ума сошла!». Что тут можно сказать?

Никто не гарантирован от подобного заболевания, и по большей части никто не виноват. Медицина излечивает лишь часть нарушений, а чаще всего бессильна.

Ситуация вовсе не безвыходная, как представляется на первый взгляд. Ведь и такие дети могут научиться многим полезным навыкам и, несмотря на невозможность учиться в школе, все-таки могут стать нужными, порой даже на удивление нужными, обществу. Главная наша задача – создать такие условия, чтобы такие дети могли жить по-своему счастливо и радостно. У них тоже есть право на счастье, как у остальных.


«Мужской и женский стили воспитания и индивидуальный подход

к воспитанию мальчиков и девочек»

                                            

                                          Социальный педагог: Лохмачева С.Г.

 2013 год

Современную дошкольную педагогику не раз критиковали за преобладание женщин в системе воспитания и влияние их педагогических установок и ожиданий на феминизацию дошкольного образования, за воспитание мальчиков по модели девочек. Правда при этом никогда не учитывалось, что женщины, занимающиеся воспитанием детей, имеют нормальный интеллект и адекватные представления о моделях поведения мальчиков и девочек. Установлено, что женщины, общаясь с детьми, предпочитают словесные методы и приемы косвенного воздействия на сознание ребенка, чаще используют поучения и увещевания, этические беседы. При этом они склонны быть более требовательными именно к девочкам (видимо, потому, что хорошо представляют себе, что такое «быть хорошей девочкой»). К мальчикам женщины более терпимы, позволяют им больше проявлять агрессию, считая это проявлением «мужских качеств», однако очень переживают за безопасность ребенка. Поэтому мальчикам педагоги-женщины чаще дают отрицательные оценки, чем девочкам. При этом в своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих.

С одной стороны, мужчины меньше зависят от такого мнения, предпочитают прямые методы воспитания – в основном они касаются организации поведения и деятельности. Чаще используют телесные наказания и тактильные методы и приемы поощрения. Любят устраивать необычные, энергичные игры, связанные с двигательной активностью и «неразберихой», соревнованием в стиле и скорости, которые особенно нравятся мальчикам. С другой стороны, мужчины более спокойно, чем женщины, относятся к ошибкам и неудачам, падениям и травмам ребенка. Мужчины не отваживают мальчиков от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают, вместо того, чтобы остановить, одернуть. При этом интересно, что женщина острее реагирует на проявление «немужского» поведения, часто усугубляя его (например, когда ребенок плачет), а мужчина как раз наоборот – с позитивной точки зрения подчеркивает наличие мужских черт тогда, когда они могут и не проявляться: «Вот когда он ударится и не заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность: «Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел»». Мужчины более пристрастны, требовательны к мальчикам и проявляют больше снисходительности и терпимости по отношению к девочкам.

Родители мужчины и женщины по-разному воспитывают мальчиков и девочек. Обратимся к результатам одного из таких интернет-опросов. На вопрос, должны ли быть различия в воспитании мальчиков и девочек, все ответили утвердительно. Половина родителей считает, что в мальчиках нужно воспитывать мужественность, читать книги о богатырях и воинах, а девочки должны быть тихими и кроткими и поэтому книги им нужно читать совсем другие. Девочки должны заниматься рукоделием, а мальчики – мужскими делами и помогать папе. При этом забавно, что при опросе детей, современные мальчики на первое место ставят такие качества, как прилежность, усидчивость и аккуратность, а смелость если и присутствует, то на одной из нижних ступеней. Исследователи считают, что это связано с перевесом женского стиля воспитания.

При ответе на вопрос, что сложнее всего воспитать в мальчиках и девочках. Все родители сошлись во мнении, что в мальчиках труднее всего воспитать ответственность. Причем она должна появиться к 10 годам, а с возрастом возрастать так, чтобы ко времени женитьбы семейная жизнь не оказалась бы шоком. В девочках трудно воспитать кротость и послушание, причем поведение девочек должно быть естественным.

Для развития мужественности у мальчиков родителям и педагогам следует больше уделять внимания воспитанию у них умения не бояться ошибок, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности и ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, желание и способность защищать. При воспитании девочек важно привить им сострадание, умение жалеть и заботиться, послушание и скромность, аккуратность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов. При этом такие качества, как честность и справедливость, вежливость и уважение к старшим, культура поведения и трудолюбие, доброта, любовь к родному дому, несомненно, должны быть присущи как будущим женщинам, так и будущим мужчинам. Однако, степень выраженности, удельный вес нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными. Поэтому детям нужно общаться друг с другом: только сравнивая себя с другим ребенком – своего и другого пола, - ребенок может определить, какими качествами он обладает сам и каким хочет быть. Более того, смешанный детский коллектив способствует выработке у педагога адекватной стратегии воспитательных воздействий по отношению к мальчикам и девочкам.

Отечественная педагогика ориентируется на гендерный подход к воспитанию детей, но считает его частью индивидуального. Подходы в полоролевом воспитании связаны с особенностями психики и активности детей:

- относится ребенок к «активным детям с выраженной потребностью в действии и свободе» или к детям, «ранимым, послушным и чувствительным к нарушению порядка, нуждающимся в поддержке со стороны взрослого и в ощущении надежности, безопасности»;

- относится ребенок к категории «детей-исследователей, склонных к независимости, познанию и овладению любой ситуацией», или к детям-фантазерам и мечтателям, ориентированным на реализацию потребности в близком и дружественном общении с окружающими людьми.

Если тип темперамента совпадает с гендерными ожиданиями, то воспитывать такого ребенка – мальчика или девочку – достаточно легко. Если получается наоборот, например, от мягкого и ранимого мальчика требуют мужественного поведения, это может привести к невротическим реакциям. То же самое случится с девочкой-сорванцом, «папиной дочкой», которой без конца делают замечания за несносное поведение. Однако от активного и жизнерадостного ребенка нельзя требовать полного послушания и бездействия в ситуациях, где он (она) проявляет любопытство и любознательность, стремясь исследовать окружающий мир или дать сдачи тому, кто посягает на его (ее) свободу.

Книга «Мальчики и девочки – два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман (1998) описывает особенности, связанные с обучением и воспитанием мальчиков и девочек. Например, было установлено, что мальчики позже, чем девочки, включаются в занятие, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательность, аккуратность исполнения и оформления невелики. Девочки включаются быстрее в занятие, лучше выполняют типовые, шаблонные задачи, если требования к исполнительной части задания велики, а этап поиска исключается (его берет на себя взрослый). При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в своей деятельности, а мальчики – когда все уже сделано и готов результат, поэтому им сложнее научиться выполнять корректирующие действия по ходу выполнения задания. Они задают дополнительные вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослыми. Следовательно, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.

Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Когда оценивают мальчика, тот вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются – у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для него не имеют смысла оценки типа: «я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность исправить ситуацию. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга. Если нужно сделать замечание девочке, нельзя спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала нужно успокоить девочку, а затем разобрать, в чем ее ошибка. Кроме того. Девочка будет еще долго переживать по этому поводу, а мальчик обычно быстро снимает эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

Зная эти особенности восприятия и переживания, можно использовать прием опереживающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику – предложить алгоритм действий для самокоррекции.  При подведении итогов деятельности всех детей нужно отметить индивидуально.

Воспитание детей – самая универсальная, самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой современной семье. Каждое мгновение этой работы – творение будущего и взгляд в будущее.

 


    ( Мир родителей  )

Приказ №150-р от 29.03.2016г. "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"

 

Разъяснительная информация по вопросу выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях Скачать